РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ И НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ.
Система работы с семьями,
воспитывающих детей-инвалидов.
Социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в Центре с сентября 2014 года.
Работа специалистов с данной категорией семей направлена на организацию комплексной помощи семьям, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и реализуется в индивидуальной и групповой формах.
Индивидуальная работа с особыми детьми ведется по разработанной и успешно адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мой путь», которая обеспечивает системный подход к коррекции и развитию детей-инвалидов и детей с ОВЗ, позволяет сделать психокоррекционный процесс более полным, развернутым и эффективным. Для успешного решения поставленных задач обязательным критерием в выборе способов для их осуществления является учет индивидуальных особенностей ребенка. В процессе реализации программы происходит коррекция и развитие не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью, позволяющая поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, интеллектуальные, физические.
Программа предназначена для детей с различными нарушениями познавательной сферы: для детей с задержкой психического развития, для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости, для детей с расстройствами аутистического спектра, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Индивидуальная работа с семьей включает в себя психолого-педагогическую консультативную помощь родителям по вопросам психического развития ребенка с особенностями развития, отработки навыков и приемов конструктивного взаимодействия с ребенком, подборе адекватных методов воспитания и обучения ребенка, организации его жизнедеятельности в семье.
Выработка единого подхода к обучению и воспитанию становится основой системной работы с ребенком, как на занятиях, так и в повседневной жизни и приближает достижение поставленных целей.
Групповая работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводится в рамках семейных гостиных. Привлечение родителей к непосредственному участию в коррекционно-развивающем процессе, их активное участие в совместной творческой деятельности с детьми помогает выполнять ряд коррекционно-развивающих задач, направленных на формирование у особых детей определенного уровня знаний и умений в соответствии с их физиологическими и психологическими особенностями, на расширение границ социального взаимодействия детей, их социализации, реабилитации и развития.
Работа с данной категорией семей способствует созданию условий для успешной интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в социум.
Данное направление в работе учреждения востребовано, так как для такого контингента детей возможности обучения и развития в кружках и спортивных секциях города ограничены. Обсуждаются вопросы расширения сферы услуг семьям, воспитывающих особых детей с учетом их запросов и пожеланий с целью улучшения качества предоставляемых услуг в решении актуальных задач воспитания и развития детей с особенностями в развитии.
Система комплексного сопровождения
замещающих семей
Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. В современных условиях большинству семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь со стороны социозащитных учреждений. Важно, чтобы они носили конкретный характер и давали ощутимые результаты.
Также воспитание в государственных учреждениях не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. На сегодняшний день распространению практики семейного воспитания приемных детей препятствует, главным образом, низкая осведомленность общества о проблемах детей-сирот и доступной поддержке. Вызывает озабоченность и тот факт, что учащаются случаи отказов приемных родителей от своих детей, а также конфликтные ситуации между замещающей семьей и ребенком. Одной из серьезных проблем является неподготовленность родителей к подобной работе, недостаточная разработанность технологии социально-педагогического и медико-психологического сопровождения замещающих семей. Процесс создания приемных семей, адаптации детей сопровождается множеством психолого-педагогических трудностей. Основная причина вышеупомянутых проблем видится в отсутствии подготовки будущих родителей к принятию ребенка в семью (социально-психологической, правовой, социальной), так и психологического сопровождения замещающих семей в процессе адаптации ребенка к новым условиям, а также в случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций в семье. Следовательно, детальное обучение и подготовка кандидатов в замещающие семьи является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. Однако большинство приемных родителей не имеют базового психолого-педагогического образования, не владеют методами и технологиями воспитания ребенка в семье. Для решения проблемы подготовки, создания и сопровождения приемных семей, предотвращения возврата детей на базе центра «Солнышко» открыта с 2017 года Школа приемных родителей, которая осуществляет психолого-педагогическую и правовую подготовку граждан, желающих взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Преимущества школы, созданной на базе детского социозащитного учреждения, очевидны – специалисты подобных учреждений не понаслышке знают о семейном неблагополучии и имеют бесценный опыт оказания помощи семьям, оказавшимся в самых разнообразных трудных жизненных ситуациях.
Посещая занятия в школе, кандидаты в приемные родители под руководством опытных и квалифицированных специалистов получают возможность осознать свою готовность к такому серьезному шагу, лучше понимают свою мотивацию; узнают все об особенностях воспитания приемного ребенка, о влиянии генетических и социальных факторов на его развитие; узнают, что скрывается за непонятным словом «адаптация»; разбираются в процедуре оформления документов; осознают, нужна ли им «тайна усыновления»; узнают, как выстроить общение с биологическими родственниками ребенка.
У многих приемных родителей возникает потребность в индивидуальных консультациях уже после того, как они взяли в семью ребенка. Им необходимы поддержка, возможность взглянуть на проблемные ситуации со стороны, проанализировать их и найти конструктивное решение. С 2018 года в Учреждении создана Служба социального сопровождения замещающих семей.
Помощь оказывается в разных сферах жизни семьи: социальной, психологической, педагогической. Из всех услуг, которые может оказать Служба сопровождения, выбираются те, которые соответствуют актуальным потребностям семьи. Регулярно в Службу сопровождения обращаются родители, воспитывающие приемных детей в возрасте от 12 до 16 лет, поэтому специалистами Службы ведется просветительская работа с родителями об особенностях подросткового возраста, о тонкостях которые нужно учитывать при общении.
С целью укрепления эмоциональных связей между приемными детьми и замещающими родителями, профилактики кризисных ситуаций в приемных семьях, повышение родительской компетентности специалистами Службы проводятся занятия в рамках созданного и успешно апробированного Клуба для замещающий семей «Семейный амулет». На занятиях замещающие родители имеют возможность поделиться своими радостями и трудностями с такими же принимающими семьями, почувствовать, что они не одиноки, что рядом есть не только специалисты, готовые их поддержать, но и семьи со схожими ситуациями.
В целях психологического содействия социальной адаптации подростков, раскрытию личностного потенциала, развитию уверенности, разработана программа с элементами тренинга «Шаг вперед».
Приоритетная деятельность Учреждения направлена на развитие и сохранения замещающей семьи. Поэтому специалисты СОГБУ ДЦ СПСиД «Солнышко» будут реализовывать следующие направления работы для замещающих семей, которые приведут к укреплению приемной семьи и повышению комфортности проживания в ней приемного ребенка. Это: индивидуальная и групповая психокоррекционная работа (с подростками, с приемными родителями, совместная), родительский клуб, информационно-образовательная деятельность и совместная социально-значимая деятельность.
В рамках психокоррекционной работы будет проведена коррекция психоэмоционального состояния подростков с помощью тренинга «Адаптация ребенка в приемной семье», будут организованы тренинги для приемных родителей – «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей» и «Мы вместе». Кроме того, с подростками и приемными родителями будут проводиться психологическое консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная терапия с элементами арт-коучинга.